Четвёртый фестиваль музыкальных театров «Видеть музыку», проходящий в Москве в Год театра, объединил 40 спектаклей 30 российских музыкальных театров. Открылся фестиваль пресс-конференцией в Большом театре России. На вопросы специального корреспондента журнала «Я пою» Василины Корчевой ответили президент Ассоциации музыкальных театров Георгий ИСААКЯН и продюсер Ким БРЕЙТБУРГ.
Василина Корчевая, специальный корреспондент журнала «Я пою»
«Люблю искусство, пишу о международных выставках, фестивалях, в своих статьях знакомлю с их участниками и организаторами. В моей копилке – много интересных встреч с талантливыми людьми, с настоящими мастерами своего дела».
Георгий Исаакян, президент Ассоциации музыкальных театров
Георгий Георгиевич, здравствуйте. Это большая честь взять у вас интервью. 2019 год - это год театров и музыки. По словам советника по культуре Посольства Великобритании Майкла Бёрда, музыка сближает народы и культуры. На ваш взгляд, как институт театра способствует формированию национального самосознания?
Наверное, отвечу довольно банально, но классик когда-то сказал: «В театр приходит толпа, а из театра выходит народ». Мы не осознаём сами, как много мы воспринимаем глазами художников, драматургов, композиторов. Кто угодно и что угодно может говорить о Борисе Годунове, но мы всегда будем видеть его глазами М.П. Мусоргского и А.С. Пушкина. Это невероятное свойство театра создавать национальное самосознание. И очень показательно, что этот год объявлен Годом театра.
Не могли бы вы рассказать подробнее о сопровождающих просветительских проектах, которые организуются в рамках фестиваля?
Задумывая этот фестиваль несколько лет назад, мы сразу понимали, что, кроме показа спектаклей, важной частью должно стать теоритическое осмысление того, что происходит в театральном пространстве и культурном ландшафте страны. И с первого же фестиваля очень важной его частью стали круглые столы, дискуссии. В этом году принципиально важно, что очень много внимания будет уделено театру для детей, созданию произведений для детей, студенческим спектаклям, воспитанию нового поколения актёров и режиссёров, лабораторий молодых режиссёров музыкального театра. Театр никогда не может быть обращён головой вспять. Понятно, что у театра есть корни, история, биография, но театр по определению устремлён в будущее. И вот это формирование будущего, культивирование будущего, внимательное всматривание в это будущее – мне кажется, это очень важная часть нашего фестиваля.
Георгий Георгиевич, и всё-таки детская программа является неотъемлемой частью фестиваля. На ваш взгляд, есть ли необходимость в обновлении репертуара детских музыкальных в соответствие с предпочтениями современных детей?
И я, и мои коллеги – мы все ежедневно заняты созданием и поиском новых произведений, новых авторов, разговаривающих на новом языке с сегодняшним зрителем. И я не думаю, что этот процесс требует дополнительного импульса, ведь он и так есть. Но он требует дополнительной поддержки. Семинары и круглые столы, которые мы организуем внутри фестиваля, знакомства с новыми драматургами и композиторами – всё это направлено на формирование этого процесса.
Ким Брейтбург, заслуженный артист России, продюсер
Как на ваш взгляд театру нужно удерживать аудиторию и поддерживать интерес современного зрителя?
Театру нужно учитывать ту среду, в которой он существует. Если исключить из поля зрения руководства ту публику, которая ходит в театр или которую они бы хотели видеть в театре, то адрес будет неточен. Мне кажется, что чем ближе театр будет к широкой аудитории, тем для него же это будет лучше. Опера не для всех, но мюзикл – это очень демократический жанр, и чем он будет более доступен и понятен, тем более он будет затрагивать струны человеческой души. Ведь дело не в интеллекте. Все люди устроены похоже: и профессор университета, и водитель грузовика – все они одинаково могут сопереживать и сочувствовать. Чем больше положительных эмоций театр будет приносить, тем он будет успешнее.
Все мы знаем, что театр - это зеркало общества. Каким постановкам нужно уделять большее внимание - новаторским или классическим?
Должна быть соблюдена мера. Могут иметь место разные подходы. И нужно знакомить публику с принципиально новыми работами и играть классические произведения. И всё это должно быть в разумном режиме, смикшированным, хорошо продуманным. Финансы, в свою очередь, могут давать возможность театру ставить экспериментальные постановки. Нужно зарабатывать и разумно тратить деньги. Есть ещё государственное финансирование, но с каждым годом оно заметно сокращается.
Как можно предотвратить уход театра в коммерцию?
Коммерция коммерции рознь. Не стоит ронять слишком низко планку. Ведь задача не просто заработать деньги, а задача заключается в том, чтобы, сделав хорошее произведение, заработать деньги. Без хорошего спектакля нет кассы.
Насколько я знаю, три ваших спектакля вошли в фестивальную программу «Видеть музыку». На ваш взгляд, как развивается жанр мюзикла в регионах?
Жанр мюзикла развивается очень активно. Если мы посмотрим афиши музыкальных театров и театров музыкальных комедий, то мы увидим, что подавляющее большинство спектаклей – это мюзиклы. Этому есть объяснение. Оперетта уходит, а мюзикл предоставляет гигантское поле деятельности. Появилось много авторов, российских в том числе, которые пишут мюзиклы. Темы, которые раскрываются в мюзиклах, более широки, что даёт возможность наряду с развлекательными спектаклями делать довольно серьёзные постановки. Мне кажется, что будущее за мюзиклами.
Как вы прокомментируете, что ваш мюзикл «Джейн Эйр» вошёл в шорт-лист?
Для меня это было совершенно неожиданно. Директор театра Борисова Светлана Евгеньевна в своём выступлении сказала, что «Джейн Эйр» стал событием в культурной жизни Оренбурга. И это действительно так. Я был свидетелем восторженного приёма. Я был на премьере. Публика с большой любовью относится к этому спектаклю. Эта публика и голосовала. Именно поэтому он попал в шорт-лист.